Как заставить ребенка учиться в школе – полезные советы для воспитания отличника

Все чаще и чаще к детским психологам обращаются родители, чьи дети отстают от школьной программы или учатся исключительно «из-под палки».

«Как заставить ребенка учиться в школе?!» — требуют ответа заботливые мамаши. «Дочь совершенно бездарна!» — досадуют любящие отцы. Но никто из них не видит в этом своей вины, ведь они «все делают для того, чтобы ребенок хорошо учился!» Давайте разберемся, кому нужно, чтобы ребенок получал хорошие отметки, вам или ему? В современном обществе школьные оценки волнуют больше родителей, нежели самих школьников. И именно поэтому школьник плохо учится.

  1. Типичные ошибки родителей
  2. Как научить ребенка учить уроки самостоятельно
  3. Секреты правильной мотивации

kak-zastavit-rebenka-uchitsia-v-shkole-5

Типичные ошибки родителей

Если вы не знаете, как заставить ребенка учиться, советы психологов помогут правильно построить отношения со школьником. Делать домашние задания самостоятельно и вовремя, стараться разобраться во всем самому прежде чем обращаться за вашей помощью — это залог успеха в учебе. Таким хотят видеть своих детей большинство родителей. И это же большинство делает все для того, чтобы их дети не были такими. Не специально, конечно, не осознанно, но делают.

Есть два варианта ошибок, которые непременно ведут к плохим отметкам, и это ошибки родителей, а не детей.

В первом случае родители совершенно не уделяют школьнику внимания, и учеба не волнует ни их самих, ни, как следствие, их ребенка. Это редкие случаи неблагополучных семей и заниматься этим должны исключительно специалисты.

А вот второй вариант самый распространенный: постоянный контроль, завышенные требования конкретно для этого ученика и упреки. Часто дети, которые не очень преуспевают в учебе, не умеют решать свои проблемы без помощи родителей, так как каждый вечер папа или мама садится делать уроки с учеником 5-6 класса. Уроки, которые ребенок должен и обязан учить сам.

Как научить ребенка учить уроки самостоятельно

Всем родителям следует запомнить одно простое жизненное правило, касающееся школьников: учить уроки вместе с ребенком допускается максимум до окончания второго класса, дальше школьник должен сам заниматься своей учебой, иногда обращаясь к вам за помощью.

Осознав, поняв и применив это, вы избавите и себя, и своих детей от множества проблем и забот. Если к этому времени вы не приучили ученика делать уроки самостоятельно — дальше будет только хуже, причем и вам, и вашему чаду. Если же вы совершили такую ошибку и приучили ребенка ждать маму с работы и только вместе с ней садиться за уроки, постарайтесь постепенно, набравшись терпения, отойти от этой привычки.

Пытаясь найти решение, как заставить ребенка хорошо учиться, нельзя давать ему свободу действий резко и сразу:»С сегодняшнего дня ты делаешь домашние задания сам!» Это будет шоком и стрессом для детской психики, которая еще даже не знает, как это можно сделать самому, если уже несколько лет это делалось только вместе с мамой или папой. Начните издалека, например, легкие задания доверьте школьнику выполнить самому и посмотрите, как он справится.

Возможно, с первого раза у него не получится сделать все правильно или вовремя, имейте терпение, не ругайте, не упрекайте, не поторапливайте, ни в коем случае не произносите фразы «Ну вот, ты без меня даже это сделать не можешь!» Это погубит в ребенке все задатки самостоятельности и веру в себя.

Когда часть заданий школьник сможет решать сам, увидит, что это возможно и даже легко, он сам захочет делать остальные уроки тоже самостоятельно, ведь это намного приятнее, когда никто не стоит за спиной и не тыкает пальцем в ошибки. Но для этого, возможно, придется учить ребенка усидчивости.

Но давая дочери или сыну возможность учиться самостоятельно, вы также должны дать ему право на ошибки и на плохие отметки. Поверьте, для ребенка, для его будущего, для формирования его личности будет лучше получать свои честно заработанные тройки или даже двойки, чем оценки четыре или пять за задания, выполненные мамой или с помощью папиного ремня. Получив свою законную двойку, ребенок должен сам для себя определить те чувства и эмоции, которые вызывают у него такие отметки.

как заставить ребенка учиться в школе

Обычно детям не нравится быть «отсталыми» и они стараются тянуться хотя бы на уровень выше. Если им в этом не мешать, то этот уровень будет достигнут. Бывают случаи, когда школьнику не особо и важно, какие оценки ему ставят учителя и какие лекции читает ему директор, в таком случае позвольте ему какое-то время быть двоечником.

Ведь вы не перестанете его меньше любить из-за каких-то отметок? Конечно же нет. Можете утешить себя тем, что по исследованиям психологов именно двоечники обладают более развитой фантазией и изобретательностью, творческим подходом к самым сложным ситуациям, поэтому часто именно двоечники становятся бизнесменами или основателями преуспевающих компаний. Они, если сказать простым языком, умеют вертеться и воспринимают критику и чужое мнение гораздо проще, чем отличники.

Но не стоит думать, что отличником быть плохо. Нет, хорошо учиться — это правильно и здорово, если это происходит легко и у ребенка есть желание и тяга к учебе. Если же нет мотивации, стремления у самого ребенка, а не у родителей, то никакие репетиторы не помогут.

kak-zastavit-rebenka-uchitsia-v-shkole-4

Секреты правильной мотивации

Правильно объяснить, зачем ему нужно хорошо учиться — это уже полдела на пути к тому, как заставить ребенка учиться в школе. Но, к сожалению, это редко у кого получается. Чаще всего родители «мотивируют» своих чад так:»Будешь хорошо учиться — куплю велосипед к лету» или и «возьмем в дом собаку или кота«.

Это с одной стороны правильно, ведь поощрения за тяжелую работу должны быть, но только если это не перейдет в привычку и в торгово-рыночные отношения. В один прекрасный момент у вас не будет возможности купить очередной подарок, и ребенок почувствует себя обманутым. Или же наоборот, если возможность есть всегда, то запросы вашего «оплачиваемого работника» будут расти с каждым годом.

Другая распространенная мотивация знакома, наверное, каждому:»Будешь хорошо учиться, поступишь в институт!» И все. Максимум, что объясняют родители дальше, это о «высокооплачиваемой работе», которая непременно ждет того, кто закончил институт. А ведь врать нехорошо. Будьте честны сами с собой: высшее образование никому не гарантирует успешной карьеры и счастливой жизни. В то же время нужно направлять ребенка постарше на поступление в ВУЗ, заинтересовав его новыми знаниями и перспективами, которые дает институт и университет. Именно перспективами, а не гарантиями.

как заставить ребенка хорошо учиться

Ученика младшего школьного возраста мотивировать легче, можно объяснить, что выучив таблицу умножения, он сможет считать деньги и вы отправите его одного за покупками. А научившись грамотно и аккуратно писать, он сможет отправить письмо любимому актеру или персонажу мультфильма. Главное — не обманывать ребенка и выполнять обещанное. И постоянно хвалите своих детей, даже за небольшие достижения.

Если осознать, что счастье человека зависит не от школьной золотой медали, а от правильного развития Личности, то оценки вашего ребенка будут волновать вас меньше, чем его здоровье, психо-эмоциональное состояние и отношение к жизни.

 

комментариев 7

  1. Роза:

    с детства увлекали книжками, сказками.Самым любимым занятием было ночью смотреть на звезды и они задавали всякие вопросы, я как могла объясняла. Дочь и сын (погодки) рано научились читать. С увлечением читали художественную литературу. В школе проблем не было. Закончили учебу с медалью,а вуз с красным дипломом. считаю, что начинать надо как можно раньше и приучать к труду. трудолюбие дисциплинирует. Когда уходила на работу то оставляла записку, в которой перечисляла список поручений. Они к моему приходу все переделывали. Плохо ли хорошо ли, но я показывала истинную радость и гордость за своих помощников!

  2. ivan65_65:

    Процесс обучения может проходить успешно, только если ученик получает от него удовольствие. Если заставлять ребенка учиться, ни к чему хорошему это не приведет. Часто можно наблюдать следующую картину, когда отчаявшиеся родители, не зная, как заставить ребенка делать уроки, простокричат на него.

  3. Фатима:

    Я в чем то согласна, но не во всем, я точна так думая упустила своего ребенка, он учиться в 8 классе и у него нет никакого желания учиться, а когда я у него спрашиваю кем хочешь стать он говорит, а какая разница, люди с высшем образованием не могут устроиться на работу. Проблема обучения в России я считаю стоит на уровне Государства. Дети богатых людей устраиваются на хорошую работу зарабатывают левые, правые деньги, а простому люду по моему ничего не надо, если не для того, чтобы научить голову мыслить.

  4. Ольга:

    Я тоже думаю, что оценки не главное. Но училка начальных классов уже про второго моего ребенка говорит, что не удался. Каждый раз при встречи скулит про ребенка и в дневнике пишет. Всю душу мне вымотала. А я естественно на детях срываюсь. И разговаривала с ней, объясняла. Все по полочкам раскладывала, что они дети такие, других не будет. Не помогает. Постоянно жалуется. Вот тут то что делать?

    • Олеся:

      Да, все эти советы и правда хороши и в университете все это изучала. Но как разрешить ребёнку побыть двоичником. Да вот моему все равно, он и правда лодырь. А на второй год, тоже как то не выход оставаться, тем более в маленьком городе, где тебя все знают, стыдно как то, вот и приходится половину уроков делать с ним и за него. Все мотивации попробовали, и похвалу, и подарки, и выполнение его желаний. Но каждый раз тоже так не возможно. Вот ему хочется стать актёром, но даже на это надавить не удаётся при заучивание стихотворений. Такая лень и беспросветность, хоть вой. Да и поведение просто ужас. Сейчас в 4 кл., а уже школу пришлось поменять.

  5. Агния:

    Да, полностью согласна с автором, что желание учиться у детей в большей части отбивают сами родители. Я мама третьеклассника. И тоже делала и делаю много ошибок в воспитании. Стараюсь исправляться. Приносит мой сынок плохую оценку из школы — начинаю нервничать. Потом глубоко вдохнула, успокоилась. Всегда пытаюсь напомнить себе о том, какого было мне в детстве, когда меня ругали. Разве оценки так важны для счастливой жизни? Меньше ругать, больше хвалить, и ребенок с радостью будет бежать в школу.

  6. Анастасия:

    В первом классе я со своим сыном учила уроки вместе, подсказывала, контролировала. Во втором — некоторые задания, самые легкие, он делал самостоятельно. Я проверяла и обязательно хвалила. Сейчас он уже в третьем классе, и делает уроки сам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *