Как делать папье-маше своими руками: основы техники и инструкция для новичков
Папье-маше – простая и доступная для всех техника изготовления объемных предметов с помощью бумаги и клейстера.
- История бумажного творчества
- Минимум средств и максимум пользы
- Что нужно для занятий и первых поделок
- Особенности послойной техники и процесс работы
- Лепка из бумажной массы
- Полезное занятие в удовольствие
- Пошаговые мастер-классы для новичков
История бумажного творчества
Техника папье-маше проверена временем, ведь ее история насчитывает несколько тысяч лет! Древние египтяне делали посмертные маски, используя слои папируса, перемежеванного клеящим веществом. В Персии из многослойной бумаги изготавливали декоративные изделия, в том числе сундуки и кубки. Часто поверх бумажного слоя наносили тонкие металлические пластины.
Прочность изделий из папье-маше с большим количеством слоев была подмечена еще в древнем Китае – там стали использовать эту технику для производства доспехов и щитов, которые могли защитить воина не только от стрелы, но и от удара мечом.
Многократное покрытие природными лаками прибавляло материалу дополнительную прочность. Кроме того, в Японии и Китае из этого материала изготавливали церемониальные маски, декоративные элементы к военному костюму, предметы домашнего декора (шкатулки, вазы) и даже пуговицы.
Часто поверхность изделий покрывали глянцевым лаком и, таким образом из сравнительно дешевого материала получали вещи, выглядящие роскошно. В Индии папье-маше можно было встретить на любом ремесленном рынке в виде богато-орнаментированных изделий для домашнего обихода.
С 17-го века папье-маше стало активно использоваться во Франции, а затем и в Англии, в кукольном деле – эта техника как нельзя лучше позволяла воспроизвести тонкие черты кукольных лиц. Большим преимуществом была высокая прочность материала. В отличии от фарфора, готовое изделие из папье-маше не было хрупким, а также было намного легче чем дерево.
В 18-ом веке папье-маше стало недорогой альтернативой архитектурной лепнине и резному дереву, позднее эту технику стали использовать даже для изготовления элементов мебели (например, спинок стульев) и церковной утвари.
По сегодняшний день папье-маше широко используется в кинопроизводстве и театре для изготовления бутафории (муляжей различных вещей: оружия, посуды, украшений, предметов интерьера, имитации рельефов в ландшафте или архитектурных конструкций), накладных элементов для грима (носов, подбородков), деталей сценического костюма (головных уборов, масок).
Минимум средств и максимум пользы
Папье-маше является одним из немногих видов творчества, который будет интересен практически каждому, ведь вариантов изделий из клееной бумаги огромное множество, а сам процесс работы в этой технике не требует художественной подготовки или определенных знаний. Несмотря на то, что для этого вида творчества используется бумага, оно не имеет ничего общего с другими бумажными хобби оригами, квилингом, плетением из бумажных трубочек.
Преимущества этого увлечения налицо:
- не требует материальных затрат;
- не нужно большое рабочее место;
- можно обойтись без особых навыков;
- техника представляет собой предельно простой процесс, овладеть которым под силу даже ребенку дошкольного возраста;
- широкий творческий спектр (изготовление кукол, масок, фигурок, рамок, шкатулок, элементов для украшений, елочных игрушек, плафонов);
- подходит для изготовления предметов любого размера;
- готовые изделия имеют высокую прочность и не требуют особого ухода.
Что нужно для занятий и первых поделок
Как уже было подмечено, папье-маше очень экономный вид творчества. Основное, что нужно для папье-маше, это тонкая бумага и клей (ПВА, столярный, канцелярский, желатиновый или крахмальный клейстер). Существует два принципиально разных варианта этой техники:
- кусочки бумаги наклеивают слоями на готовую форму;
- из бумаги и клейстера готовят эластичную массу, из которой формируют объект.
Включить это хобби в список своих увлечений могут все, о успех ждет только тех, кто не любит бросать начатое. Качества, которые будут полезны в работе с папье-маше:
- усидчивость;
- аккуратность;
- немного фантазии.
Особенности послойной техники и процесс работы
Первый вариант (из кусочков) подходит для изготовления масок, кукольных голов, фигурок, шкатулок. Поверхность готовых изделий поддается шлифовке, поэтому достичь идеальной гладкости весьма просто. Весь процесс работы можно разделить на несколько этапов.
Первый этап
Подготовить тонкую бумагу (хорошо подходит газета). Для этого можно нарезать или порвать ее на кусочки, их размер зависит от предполагаемого размера изделия – для мелких работ это может быть 1х1 см, для крупных до 4х4, 4х10 см. Порванная бумага сделает поверхность изделия более гладкой, чем нарезанная.
Подготовить форму, на которую будет наклеиваться бумага. Для этого можно взять как уже готовый предмет, так и вылепленный из пластилина или глины (например, голову куклы).
Если берете готовый предмет за основу папье-маше, помните, что для получения объемной формы нужно будет разрезать уже готовое папье-маше на две половины, чтобы достать базовую форму, а затем склеить их. Поэтому основа может быть повреждена при разрезе. Для шаровидной формы можно взять воздушный шар, который по окончании работы можно извлечь через предварительно оставленное отверстие в слоях бумаги.
Чтобы готовое папье-маше получилось легко отделить от основы (как готовой, так и лепленной), рекомендуется смазать форму вазелином либо обернуть ее пищевой пленкой, перед тем как наносить первый слой бумаги.
Второй этап
Обклеить форму слоями бумаги. Количество слоев зависит от желаемой толщины и прочности – минимальное количество 4–5, максимальное – не ограничено, но уже при 15 слоях толщина стенки изделия будет около 0,5–0,7 см, поэтому делать слоев больше этого количества обычно смысла нет.
Для равномерного покрытия формы бумагой, удобно чередовать слои разных цветов – так будет понятно, когда начинать новый.
Третий этап
Хорошо просушить изделие (в течение суток) и снять с формы. Если для снятия требуется разрез, удобно сделать его острым ножом для бумаги. После извлечения формы, нужно с внутренней стороны изделия вдоль разреза наклеить кусочки бумаги так, чтоб половина кусочка выходила за границу разреза, затем промазать их клеем и приложить вторую половину изделия.
Также нужно заклеить линию стыка половинок снаружи двумя слоями бумаги и для прочности покрыть еще одним слоем папье-маше всю форму (если предполагается дальнейшее окрашивание, то лучше слоем белой бумаги).
Хорошо просушенное изделие можно отшлифовать с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.
Разукрашивать папье-маше можно любой краской, но лучше всего взять акрил – он не будет стираться с формы и быстро сохнет. При желании папье-маше вскрывают лаком.
Лепка из бумажной массы
Второй вариант папье-маше (из бумажной массы) подойдет для формирования готовых изделий методом простой лепки или лепки на каркасе. Кстати, само название техники переводится с французского как «жеванная бумага». Вариантов рецепта приготовления массы довольно много, и после нескольких проб вы найдете собственное оптимальное соотношения ингредиентов.
Обычно ее делают таким образом: размачивают газетную бумагу, картон от коробок либо яичных лотков, или туалетную бумагу в теплой воде, оставляют ее на несколько часов, периодически разминая руками (можно поставить на плиту, чтобы поддерживать воду в теплом состоянии).
После размокания, массу тщательно отжимают и измельчают блендером или на мясорубке (более трудоемкий вариант – протирают через сито). Далее к массе прибавляют клей и вымешивают до тех пор, пока однородная эластичная масса не перестанет липнуть к рукам.
Сформированное изделие полностью высыхает за 2-3 дня – сушить на батарее его не стоит, так как это может привести к появлению трещин. Высохшая масса становится твердой и очень легкой. Ее также можно отшлифовать и покрыть краской так же, как и изделия из соленого теста или полимерной глины.
Полезное занятие в удовольствие
Как уже было подмечено, в технике папье-маше можно делать совершенно разные виды изделий, это отличный способ изготовить как декоративные произведения, так и вещи для практического применения в доме. С помощью этой техники можно сымитировать более дорогостоящие материалы, например, металл, камень или керамику.
Работа с папье-маше успокаивает, помогает сосредоточиться на процессе и отдохнуть от повседневных забот, развивает творческое мышление. Начиная с простых и распространенных изделий, вы быстро перейдете к реализации собственных креативных идей.
Пошаговые мастер-классы для новичков
Чтобы вам легче было перейти от планов и сомнений к действиям, наши рукодельницы приготовили пошаговые инструкции с фото. Взяв за основу мастер-классы, вы быстро освоите технику папе-маше и научитесь создавать собственные шедевры, достойные подражания.
Поскольку себестоимость материала для папье-маше минимальная, работать с ним не трудно, а готовые изделия получаются прочными, красочными и легкими, технику папье-маше можно смело брать на вооружение, если у вас появится желание превратить творческое хобби в бизнес.
Элементы самодельной бижутерии, сувенирная продукция или домашний декор из папье-маше – отличная идея для неплохого заработка.
Здравствуйте Валерий. А как вы делаете глину из папье маше. Я тоже занимаюсь такими подделками и у меня несколько рецептов такой глины. Есть та возможно какая вам нужна.
Добрый день, А есть тут эксперты, как сделать так, что бы масса была как пластелин и можно было делать тонкую структурную работу? Что добавить в бумагу? Делали монстрика, не выходит так красиво тонкая структура. Очень тяжело дается… всё разваливается..
помогите плз с советом. Начали делать следующего, ну не выходит ничего..
Чтобы тесто можно было рассказать очень тонко то состав вот такой рулон белой мягкой туалетной бумаги, 150грамм пва, нарываем бумагу на листочки и плавно втираем в пва, затем добавляем 2 ложки средства для посуды или средство для мытья рук, переминаемся, добавляем 2 ложки подсолнечного масла, переминаем, затем 50грамм крахмала, переминаем, затем 100 грамм муки, переминаем вымешиваем прям тесто если надо муки можно чуть больше чтоб тесто к рукам не прилипало можно обработать из маслом подсолнечным и домешать , из этого папье Маше можно делать очень тонкие вещи
Рита Бергман, спасибо Вам за интересную статью. Мне было лет 7-8, когда в школе нас научили работать с папье-маше. Мне так понравилось, что иногда, придя домой после уроков, я просил маму приготовить для меня клейстер и с увлечением изготавливал карнавальные маски. Потом, уже будучи подростком, я увлекался моделированием, техникой. Некоторые свои модели я так же делал из папье-маше. С тех пор прошло почти 50 лет, но те работы я вспоминаю с удовольствием… Так что, девчонки, папье-маше может быть не только женским увлечением!
Конечно, это хобби для всех!
А пропеллер для самолёта можно сделать из папье маше?!
Для сувенирного можно. Для модели, которая будет летать, — не знаем. Возможно, там нужны более тяжелые материалы. Как вариант — сделать из бумажной массы только облицовку.