Что делать родителям для правильного формирования самооценки у ребенка

С первых лет родители вносят вклад в формирование самооценки у ребенка, от нее зависит психическое развитие и успех всей жизни.

Это непростой процесс, в котором много подводных камней. Папы и мамы должны понимать, что они могут сделать для малыша в этом важном воспитательном аспекте. Ведь каждый родитель мечтает, чтобы дети выросли добрыми и при этом независимыми, уверенными и успешными людьми. Советы психологов помогут избежать ошибок и научится правильно общаться с сыном или дочерью.

  1. Какая самооценка считается адекватной
  2. Возрастные особенности самооценки
  3. Советы по воспитанию детей всех возрастов

Какая самооценка считается адекватной

Сложно определить идеальный баланс, при котором человек ценит себя, но не ставит свою персону выше других. Однако только приближенное к норме состояние помогает добиваться успехов, уважая других.

Признаки адекватной самооценки:

  • знание своих достоинств и недостатков;
  • самоуважение, признание собственной уникальности;
  • независимость от мнения окружающих;
  • умение признавать ошибки;
  • четкое понимание прав и обязанностей;
  • решимость сказать «нет»;
  • доброжелательность;
  • настойчивость и целеустремленность;
  • отсутствие страха поражения;
  • отсутствие перфекционизма и завышенных ожиданий.

Мать ругает дочь

Важно понимать, что недооценка собственной личности в детстве ведет к тому, что взрослый человек не реализует данные природой таланты и возможности. Задача родителей – помочь формированию, не допустив опасного завышения.

Возрастные особенности самооценки

В каждом возрасте есть свои особенности формирования адекватной самооценки у ребенка.

Дошкольный возраст. Маленькие дети обычно обладают завышенной самооценкой, и это совершенно естественно. Ведь они только учатся правильно оценивать себя и свои действия, их сознание эгоцентрично — сосредоточено на себе. Эгоцентричность поощряется старшими членами семьи, с их постоянными восторгами, «ути-путями» и гиперзаботливостью.

Младший школьный возраст. В этом возрасте, если воспитание разумное, происходит переход от завышенной самооценки к адекватной. Очень важно, чтобы школьные отметки, которые начинают ставить со второго класса, не занизили самооценку. Поэтому родители ни в коем случае не должны делать акцент на неудачах и слабостях школькника.

Школьник

Средний школьный возраст. Уже немного повзрослевшие дети учатся самоанализу, и это делает их самооценку более объективной и адекватной. Появляется стремление к самостоятельности, некоторой независимости, но ребенок все еще нуждается в одобрении и умеренном контроле, коррекции его самооценки.

Старший школьный возраст. Обычно дети этого возраста имеют те или иные проблемы с формированием самооценки. Страх перед взрослой жизнью, выбором своего пути, экзамены, отношения с противоположным полом и с друзьями. Нередко подросток сталкивается с неудачами в одной из этих сфер или даже в нескольких. Родителям здесь нужно выключить критику и включить мудрое сочувствие, чтобы ребенок смог благополучно выйти из трудного возраста.

Советы по воспитанию детей всех возрастов

Для формирования положительной самооценки у детей родители должны:

  • подавать пример, следить за собственной самооценкой и поведением;
  • позволять высказывать мнение и выражать эмоции, в том числе негативные (в пределах разумного);
  • учить правильно воспринимать победы и поражения на примере собственного опыта;
  • устранять по возможности обстоятельства, которые серьезно угнетают ребенка (травля со стороны учителей или одноклассников);
  • прививать самостоятельность в учебе, выполнении домашних обязанностей;
  • давать возможность преодолевать возникающие трудности самостоятельно;
  • приветствовать самоопределение;
  • поддерживать начинания и желание помогать;
  • быть внимательным к интересам и способностям;
  • выдвигать рациональные, соответствующие возрасту требования;
  • фиксировать даже маленькие детские достижения;
  • давать реальную оценку действиям, без перегибов;
  • уважать границы ребенка;
  • доверять и не подрывать доверия к себе.

Неправильные действия могут свести на нет все усилия, направленные формирование самооценки.

Воспитание

Нельзя:

  • наказывать за инициативу;
  • критиковать ребенка, а не его поступки;
  • сравнивать с другими сверстниками, забывая об уникальности каждой личности;
  • осуждать окружающих и ругаться с кем-то при сыне или дочери;
  • негативно отзываться о стараниях, когда результат не устраивает;
  • раздражаться на предложение ребенка посмотреть, как он что-то сделал;
  • игнорировать помощь и успехи;
  • хвалить просто так или из жалости;
  • постоянно прибегать к физическим наказаниям;
  • использовать методы эмоциональной манипуляции (угрозы, унижения);
  • ставить перед невыполнимые задачи;
  • делать акцент на слабостях и поражениях;
  • переносить на малыша свои страхи;
  • добиваться полного подчинения;
  • считать, что мнение маленького человека ничего не весит.

В случае необходимости наказывать соблюдайте правила и не переусердствуйте. Научитесь не кричать на детей, сохраняя «лицо родителя». Помните, что вы воспитываете человека, а не играете в воспитание для себя.

Соблюдая эти рекомендации и внося в процесс воспитания долю творчества, вы обязательно вырастите психически полноценного человека и сохраните с ним доверительные отношения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *